Все начинающие сальсеросы всегда с восхищением смотрят на танцы звезд сальсы. И у многих возникает один вопрос, как они так тонко чувствуют музыку, неужели они знают все треки наизусть. В большинстве случаев именно так и есть, однако есть определенные правила, которые позволяют предсказывать музыку и быть готовым ее «обыграть». Я не претендую на истину в последней инстанции и могу ошибаться в некоторых терминах, но, когда я узнал об этом, мне стало намного интереснее танцевать. Эта статья в помощь начинающим танцорам.
Музыка сальсы имеет определенную структуру. И зная эту структуру, вы можете предугадывать изменения в музыке и строить свой танец вместе с музыкой.
Базовая формула сальсы такая:
Intro (Введение) —>Theme (Verse) — основная тема (Версо)—> Montuno (Хор) —> Montuno (Mambo или Moña) —> Montuno (Соло) —> Montuno (Хор) —> Coda (Заключение)
Ниже каждая часть расписана более подробно, описаны особенности, и как различить ту или иную часть и что это вам дает.
Intro (Введение)
- Введение, начало музыки. Обычно — это только вокал, или отдельные инструменты. Может быть довольно большим, а может быть на пару восьмерок. Обычно заканчивается Break (брейком). Под «break (брейком)» я подразумеваю, сбивки или развязки, которые обычно происходят на 7 или на 3-4.
Начало танца, знакомимся, обнимаемся, делаем простые cross body. Не нужно сразу начинать танцевать сложно.
Theme (Verse, версо)
- Певец начинает свой рассказ. Певец поет, инструменты сопровождают.
- Максимум акцентов происходят обычно, когда вокала нет. Обычно за счет духовых инструментов.
- Возможны, повторяющиеся узоры.
Танцуем обычные фигуры в паре, слушаем акценты, акценты можно обыгрывать. Обычно здесь не нужно уходить в соло. Работа в паре должна быть простой и легкой для обоих.
Bridge (мосты, переходы между блоками песни)
- Нерегулярны и могут отсутствовать, часто зависят от песни. Трудно предсказать.
- Часто используется для перехода в следующую секцию — Монтуно.
- Короткие обычно 2-4 восьмерки, или кратны 4.
- Имеют отличительные ощущения от основной темы.
- Также может иметь вокал.
- Могут быть сбивки (breaks).
В танце прекратить связки, если чувствуете, что идут повторения – можно уйти в соло. Дождаться окончания сбивок и начать танцевать в паре.
Montuno
Имеет несколько частей. Могут быть подряд в песне или в разных частях или только одна часть отдельно (соло, например).
Хор:
- Вступает хор практически всё так же, как в русских песнях — запев (он же куплет) и припев;
- Часто в виде «Вопрос – ответ». Хор отвечает исполнителю.
- Много повторений, повторение несколько четверок по 8.
- Может иметь альтернативного солиста или фоновый вокал.
В танце слушать повторяющиеся части первые несколько раз и запомнить акценты. Когда понимаете, что сейчас будет повторяющийся блок, то можно принять их обыграть, попав в максимум акцентов.
Инструментальное соло (Descarga):
- Основные партии одного музыкального инструмента обычно (ударные / фортепиано / ксилофон/ духовые инструменты (трубы, дудки)).
- Трудно предсказать музыкальные паттерны.
- Большую часть времени, нет никаких повторов в инструменте соло.
Время для соло, опустите партнершу и дайте ей показать себя. Однако, солировать могут очень долго, всегда держите контакт с партнером, увидели умоляющий взгляд – танцуем в паре снова.
- Определенные шаблоны музыкальных инструментов
- Обычно повторы кратны 4 восьмеркам;
Слушаем повторяющиеся части и запоминаем, потом обыгрывам.
Mambo (Moña):
- Часто ее выделяют в отдельный блок. Но скорее это, не часть композиции, а особого рода ритмические фигуры, украшения, исполняемые духовыми, обычно, медными;
- Повторяющиеся паттерны духовых инструментов, несколько восьмерок (кратны 4).
Здесь можно выйти в соло или, наоборот, в паре показать самые «крутые» свои фигуры.
Монтуно может содержать «микс» из 2-3 подразделов, которые могут идти последовательно или идти в случайном порядке.
Coda (Заключение)
- обычно состоит из нескольких breaks (сбивок, акцентов);
- как правило, начальный фрагмент песни повторяется, чтобы закончить песню.
Ниже приведены несколько примеров, конечно, все различия в описанных выше терминах и блоках субъективны. Но, я думаю, это поможет более полно понять, о чем идет речь в данной статье.
Примеры
Bloque 53 – Nina
|
Jimmy Bosch — Otra Oportunidad
|
La Maxima 79 – Pobrecita
|
Los Van Van — Me mantengo
|
Изменения в музыке
Чаще всего изменения в музыке происходят между фраз (фраза 12345678 ), которые кратны 4. Так, например , 4 фразы и в музыке что-то меняется, 8 фраз, бум — перерыв, 12 фраз , что-то еще , и т.д. Конечно, я не призываю высчитывать, если вы будете много слушать музыки вы будете очень точно предсказывать изменения. Подумайте о сальсе, как о хорошем стихотворении или абзаце текста. Мы можем проанализировать его в целом, разбить его на предложения, слова и даже слоги. В каждом стихотворении вы интонацией выделяете смысловые части и иногда даже догадываетесь о рифме, даже не зная стихотворения. Вам не нужно считать постоянно, когда вы считаете, вы не слушаете музыку. Чем больше вы слушаете, тем больше вы увидите и почувствуете общего в разных песнях. И постепенно все чаще и чаще даже незнакомая песня скажет вам очень много, у вас будет возникать ощущение, что сейчас что-то произойдет, и вы уже будете готовы к этому.
Слушайте музыку, когда танцуете, не нужно думать только о том, как удивить партнершу крутыми связками. Слушайте музыку и вам откроется новый мир!