Вокруг слов «ритм в сальсе» и «как танцевать сальсу в ритм» существует некоторое количество легенд. Не углубляясь здесь в теоретические споры и умные слова мы попробуем определить минимальный круг знаний, необходимый начинающим танцорам сальса LA и сальса Casino чтобы разобраться — что же такое ритм сальсы и как «правильно» (в ритм) танцевать сальсу?

Сальса. Немного про музыку

Что ж, если мы поищем определение сальсы в интернете, то с большой долей вероятности найдем растиражированный по разным сайтам, списанный друг у друга контент. Что-нибудь наподобие вот этого. Но что означают слова «сальса имеет размер 4/4»? Что такое «такт»? Что это за «сложная комбинация ритмов «тумбао» и «сон клаве» »?!

Если у вас за плечами несколько классов музыкальной школы можете смело переходить с следующему разделу. Если нет, то для начала несколько определений (в принципе, можно и без них, потому как кое-что и так интуитивно понятно, но все же лучше расставить точки над “Й”)

Музыка на бумаге записывается знаками — нотами. Нота имеет две основные характеристики – тон и длительность. Длительность ноты (или паузы) не сопоставлена никаким абсолютным длительностям, она может быть представлена только в отношении к длительностям других нот. За единицу измерения длительности берут т.н. «целую ноту». А все остальные длительности кратны целой. Т.е. каждая последующая длительность получается делением на два: 1/2, 1/4, 1/8 и т.д. Наиболее ходовая музыкальная доля — это 1/4 (четверть). В связи с этим целую ноту так и обозначают 4/4.

Длительность звучания целой ноты определятся темпом. Условно можно сказать, что целая нота при умеренном темпе длится столько, сколько потребуется чтобы проговорить: раз-два-три-четыре.

Соотношение длительностей звуков (нот, хлопков, стуков и т.д.) и пауз в их последовательности называется ритмом.

Размер (метр) – это рисунок равномерного чередования сильных (более громких) и слабых долей во времени. Все доли, от сильной до следующей сильной , объединяются в группу называемую тактом. Т.е. самая первая доля такта является сильной (самой громкой, акцентированной). Она является границей такта. Количество долей в такте называется размером. Размер 4/4 (четыре четверти) самый распространенный в музыке.

В размере 4/4 наиболее метрически сильной является 1-я четверть, следующей по метрической значимости является 3-я четверть. Относительно них 2-я и 4-я четверти считаются слабыми. А вот в трёхдольном размере (3/4) самая сильная доля — первая, а вторая и третья – слабые. Легко представить себе размер три четверти проиграв в уме любой вальс: ПАМ-пам, пам – ПАМ-пам, пам…

Размер (метр) сальса музыки — 4/4

Итак, мы подошли к ответу на вопрос, что означает фраза “сальса имеет размер 4/4”. Это означает, что такт в сальсе состоит из четырех долей, первая из которых акцентирована, а размер каждой доли составляет 1/4 целой ноты. Вот так выглядят два такта подряд (почему там восемь счетов мы разберм чуть позже) :

Cльса ритм 4/4

При этом следует помнить, что размер 4/4 означает, что сильная (“громкая”, “ударная”) доля в сальсе появляется с периодом каждые четыре доли:

Cльса ритм 4/4 - акценты

Следует заметить, что метр сальсы сложный, при этом каждый второй такт начинается с условно-сильной доли (чуть менее сильной, чем в первом такте) – откуда и появились ничего не значащие для нормального человека слова: “фразировка с периодом в два такта”. Понимание особенностей размера сальсы оказывает непосредственное влияние на то, как быстро вы начнете танцевать сальсу правильно, в ритм. Кстати, если вы дочитали до этого момента, значит вы действительно увлеченный человек и действительно хотите научиться танцевать сальсу.

Сальса как танец. Основной шаг

И так, основные шаги сальсы (да, мы наконец добрались до этого момента!). На практике из-за сложного метра танцоры делят музыку сальсы на 8 долей. Т.е. объединяют два такта в одну элементарную фигуру – основной шаг (basic step). На каждые 4 доли в музыке делается 3 шага. Под шагом подразумевается перенос веса! Это очень важная идея, запомните ее, пожалуйста!

Как правило, танец начинается на сильную долю. В стиле сальса-LA партер шагает на сильную долю (на английском — даунбит) вперед левой ногой, как бы «выдавливая» левую ногу партнерши, а партнерша, соответственно, шагает правой ногой назад.

Выполняя основной шаг танцоры меняют направление движения дважды. Эта смена направления обозначается как «брейк-степ» (пожалуйста, не путайте с “open-break” – фигурой в сальсе!). Если танцор делает брейк-степ на «1» и «5», говорят, что он «танцует на раз». Если танцор делает брейк-степ на «2» и «6», то он «танцует на два».

Есть разные способы счета основного шага в танце сальса:

  1. раз-два-три-четыре; пять-шесть-семь-восемь (наиболее полный вариант)
  2. раз-два-три-и; пять-шесть-семь-и (четыре и восемь слишком длинные слова)
  3. раз…. пять… (считаем только сильные доли, остальное подразумеваем, так удобно считать LA)
  4. раз-два-три-э; раз-два-три-э; (так любят считать кубинцы, без учета сложного метра)
  5. быстро-быстро-медленно; быстро-быстро-медленно («быстро» представляет собой одну долю, а «медленно» — две доли.)

Какой из них наиболее подходит для обучения в каждой конкретной школе сальсы решают конкретные преподаватели. ИМХО все эти способы так или иначе «правильны».

Четыре ритма в сальсе

Вообще говоря, танцевать в ритм сальсы задача нетривиальная. :) Это вам не меренге и не попса c размерностью 2/4 под которую танцуют хастл! Основная проблема заключается в том, что различные инструменты на которых играют сальсу задают сразу НЕСКОЛЬКО ритмических рисунков одновременно! Так под какой же из них танцевать?

Частенько говорят, чтобы танцевать сальсу в ритм, нужно слышать ритм клаве и танцевать в клаве. Если честно, то если бы я сейчас только начинал танцевать сальсу, то, скорее всего, просто откусил бы голову любому, кто советывал бы учиться танцевать в клаве. Просто потому, что я, увы, не гениален.

Ну конечно, если ваше чувство ритма великолепно настолько, чтобы построить ритм шагов основываясь на несовпадающем с ним ритмом с клаве, то именно так и нужно делать! Слушайте клаве, конструируйте на его основе тот ритм в который вы будете шагать и не забывайте о ведении, партнерше, следите за стилем. И вы будете просто супер! Гарантирую.

Реально ли это для начинающего? К счастью, есть более реалистичный путь, чем танцевать слушая клаве. Что ж, поговорим о ритмах в сальсе и попробуем ответить на вопрос, в какой именно из ритмов проще всего танцевать.

Клаве (Clave), ритм N1 в сальсе

Музыканты утверждают, что все остальные ритмы в сальсе определяются именно ритмом клаве, но если вы начинающий танцор, то мой вам совет не забивать себе этим слишком голову. Про клаве вы можете прочитать кучу всего в интернете и я не буду здесь это пересказывать. Единственное, что вам нужно знать прямо сейчас это то, что клаве это и ритм и музыкальный инструмент из двух деревянных палочек которыми стукают друг о друга. В сальсе используется два принципиально различных ритма клаве 3-2 и 2-3. Мы отпускаем здесь разбор того, что называется Son Clave, заметив лишь, что Son Clave может быть как 3-2, так и 2-3.

Клаве, сальса ритм 3-2
Клаве, сальса ритм 2-3

Более распространён в сальса-музыке ритм 2-3. Говоря ниже об остальных ритмах сальсы, мы будем иметь ввиду именно сальсу с ритмом клаве 2-3. Описывать ритм не имеет смысла, надо просто послушать примеры. Следует заметить, что хоть ритм клаве и “живет” в любой сальсе, определяя другие ритмы, но в конкретной композиции вовсе не обязательно его явно играют на клаве или любом другом инструменте. Ну и последнее, первый удар в клаве 3-2 совпадает со счетом «раз» в танце. Это может быть весьма полезно знать, если клаве 3-2 хорошо слышно, например в самом начале мелодии, покуда основные инструменты еще не заиграли.

Cowbell, ритм N2

Ритм, который создает одноименный инструмент, чье звучание похоже на цокающие звучание колочкольчика, совпадает с долями 1, 3, 5, 7. Если вы начинающий танцор, научитесь его выделять среди прочих ритмов сальсы, ведь 1, 3, 5, 7 самые акцентируемые счета в сальсе LA и Касино и полностью совпадают с шагами.

Montuno, ритм N3. Ритм который вам поможет танцевать сальсу.

Ритм montuno это ритм который часто играют на пианино. Пожалуй, это наиболее ценный ритм для танцоров сальсы на “раз”. Ритм montuno повторяется каждые 8 долей, его акцент соответствует первой доле первого такта. Таким образом танцор может легко отличить счет “раз” и “пять” и понять вперед или назад нужно шагать.

Tumbao, ритм N4

Tumbao это ритм, который играют на барабанах конга (conga). Ритм тумбао усиливается на второй и шестой доле, что соответствует брейк-степу танцующих на 2. Вообще-то, несмотря на то, что существуют техники поиска счета “два” по тумбао и клвае, но если вы только начинайте танцевать на 2, то все же проще найти в музыке “раз” и просто отсчитать одну долю — ошибиться будет очень сложно!

С помощью специальной программы на этом сайте можно визуализировать ритм сальсы
и послушать как звучат в сальсе вместе и отдельно разные инструменты: The Salsa Beat Machine

Если прочитанного и услышанного показалось недостаточно, то для совсем ботаников рекомендую статью ритм сальсы. Там много всего и вроде по-делу, но я ее не осилил. Может у Вас получится? :)

Автор: Ивченков Денис
http://salsastudio.ru

Яндекс.Метрика