— Чем ты любил заниматься в детстве?
Да многим, если на улице, то играть в активные игры: футбол, баскетбол, и.т.д. Дома – читать, потом появился компьютер.😄 Ходил в секцию плавания, потом секция баскетбола.
— Твоя любимая книга.
Я много читал фантастики. Беляев, Азимов, Булычев. Очень нравится серия «Трое из леса» Юрия Никитина.
— Ты помнишь почему ты пошел на танцы? искал девушку?😄
Не буду лукавить, я думал, танцы мне помогут познакомиться с девушками.😄 И танцы реально меняют отношения с противоположным полом, появляется уверенность и в тоже время уважение. Это чувствуется.
— Традиционный вопрос – как ты пришёл в сальсу?
Ехал как-то в автобусе, увидел фотографию из фильма «Грязные танцы», который как раз недавно показывали по телевизору. Там были слова про клубные танцы и мне представилась картинка из фильма.😄
— Много людей было в твоей группе?
Мы занимались в небольшом зале в подвальном помещении. На первых уроках было человек 20-24. И мы занимались не сальсой.😄 Спустя 2-3 месяца осталось думаю 15-16 человек, но для того зала это было много.
Сначала я хотел научиться бальным танцам и почему-то танго. Но там группа была набрана, и мне предложили в группу по «Клубным танцам», это было похоже на Хастл. Мы танцевали под обычную клубную музыку.
— А как произошло погружение в сальсу? как ушли от хастла?
От хастла мы долго не уходили. На вечеринках он часто танцевался. А на занятиях преподаватели стали больше давать сальсы: базовые шаги, повороты, некоторые фигуры. Им придумывали названия и учили блоками по 5 фигур (2-3 восьмерки). Процесс тогда шел очень медленно, по сравнению с сегодняшним днем, на изучение 5-6 фигур уходило больше полугода. И постепенно на вечеринках стало больше сальсы и бачаты. И процесс пошел, а потом начали приглашать разных преподавателей и выезжать в другие города.
— Какие преподаватели и мероприятия повлияли на твое развитие в сальсе?
Для меня первым открытием был Летний лагерь в Красноярске. Для меня это была первая поездка на фестиваль. Я занимался уже больше 1,5 лет, и думал, что достаточно хорошо танцую, но там я понял, что умею еще очень мало. Там впервые понял, как технически выполнять те или иные элементы и для меня открылась музыкальность (спасибо Вячеславу Заславскому).
Там была неделя погружения и после этого мой танец изменился качественно, я стал сам разбирать фигуры, старался понять, как удобнее сделать то или иное движение.
Заславский, Эча, Алексенцев — вот первые приезжие преподаватели, которые оказали влияние на мое представление о сальсе. У них я увидел к чему стремиться и начал танцевать и работать на занятиях более осознанно.
После Красноярска мы стали больше тренировать касино, приезжал Алексенцев с классами. Потом был первый зимний фестиваль в Красноярске. Там я в первые пошел на классы по сальсе New York к Марине Ванюшиной.
— А как танцевание вылилось в преподавание?
После поездок, мы поняли, что хочется немного больше, начали собираться сами, арендовать зал и тренироваться. Потом меня и Аню пригласили преподавать в фитнес-центр, я там преподавал сальсу Los Angeles и продолжал ходить на касино руэду в старую школу. А потом Андрей Корзун дал толчок, и мы самостоятельно организовали семинары в Перми осенью, а с февраля появился СальсАктив.
— Не совсем понятно почему после поездки ты захотел преподавать? А то ведь все так захотят.😄
Я не хотел тогда преподавать.😄 Я не считал себя на тот момент компетентным, но я уже имел свое представление о сальсе Los Angeles и мог поделиться информацией. Плюс меня поддержали девчонки: Маша, Аня, Оля, Алена, Стася и еще Коля Катаев. Постепенно я учился точнее изъясняться и для каждого старался находить понятные слова или упражнения при обучении. И потом уже не мог без этого обойтись – втянулся.😄 На тот момент других кандидатур в преподаватели у нас не было.😄
— Твое видение отличалось от видения твоих преподавателей?
Да, я на тот момент посетил много разных семинаров и фестивалей, и видел других преподавателей, у которых учился. Сформировал свое представление, которое постепенно подтверждалось разными преподавателями.
Основное влияние на меня в сальсе New York оказали Марина Ванюшина и Денис Романов (мы приглашали их к нам с семинарами), а также Дмитрий Ганзевич, он тоже давал классы в Перми несколько раз.
— Кстати, что самое главное надо передать ученикам? На чем твой главный акцент?
Что танцевать надо в ритм и с музыкой, в первую очередь. Внимание к партнерше во вторую, а уже затем сложность танцевания. Я стараюсь, дать понимание, что все должно быть комфортно и удобно в танце обоим. Мальчики должны вести уверенно, но деликатно. Девочки следовать равномерно и легко. Над этим мы и работаем на занятиях. ;)
Первый и второй пункт для меня равнозначны. Они оба одинаково важны.
— Хорошо, это мы услышали точку зрения преподавателя, а сейчас вспомни то время, когда ты был учеником. Что главное в обучении? Что в обучении контролирует преподаватель, а что зависит от ученика?
В обучении главное сначала слушать, а потом делать. На занятии всегда надо быть во внимании, особенно, когда преподаватель объясняет какие-то нюансы. Второе, нужно непросто копировать, а стараться понять, что именно я делаю. Т.е. осознанно выполнить шаг или фигуры, можно медленно. На первых порах мы просто копируем, но потом если хотим расти, мы должны осознанно самостоятельно выполнять движения. И не бояться задавать вопросы об удобстве или целесообразности шагах, положения корпуса и.т.д.
— Ну мы иногда думаем, что зададим вопрос, а он окажется глупым.😄
У меня также.😄 Но средняя и старшая группа, точно должна задавать вопросы. Бояться нечего — все свои.
Еще прогресс зависит от желания ученика и самостоятельной работы: слушания музыки, повторения пройденного на уроке, или хотя бы просто прокручивания в памяти, визуализируя, что проходили на уроке. Самостоятельная практика дома была бы лучшим решением, но я понимаю, что не у всех на это есть время и условия.
— Да, это применимо во многих сферах жизни. Расскажи о твоих отношениях с музыкой, сразу случилась любовь или пришлось постараться?😄
Любовь к музыке сальсы началась с первых живых концертов, которые я посетил. В свое время, в Питере, Борис Эча организовывал фестиваль FreeStyle Salsa Fest, на котором, впервые в России, начали выступать с концертами сальса группы: Cuba Jam, Calle Real, Spanish Harlem Orchestra, New Swing Sextet, Mambo Legends и конечно El Gran Combo. Я посетил все концерты, кроме самого первого. Это оставляет очень сильное впечатление, когда музыканты играют в 2-х шагах от тебя. Энергия сносит крышу.😄 Музыку сальсы я слушал постоянно в наушниках на работе, в машине. Она очень богатая и разнообразная, и чем больше слушаешь, тем больше ее раскрываешь для себя. Треки, которые я слушал 3-4 года назад, сейчас для меня звучат совершенно иначе. Тогда я их мог не оценить, а сейчас просто тащусь.😄
— А сильно меняются со временем треки на вечеринках? Есть какая-то мода?
Да, постепенно меняется. Это зависит от вкусов диджеев, они тоже меняются.😄 Раньше могли танцевать под такую быструю, бодрую музыку, сейчас больше хочется мелодичной, с интересной аранжировкой.
— А с ритмом ты быстро подружился?
Нет, когда танцевали на 1, я тоже часто путал 1 и 5, не замечал смены в музыке. Потом после семинаров по ритмике научился различать.😄 Затем долго учился держать ритм в Нью-Йорке, танцую на 2, под конги и клаве. Учился постепенно. Главное наслушивать музыку, стараться различать те или иные инструменты и знать их ритмический рисунок.
В интернете много статей и примеров видео на эту тему. На нашем сайте, тоже есть статья про ритм и ритмические рисунки инструментов в сальсе.
— Почему именно линия, а не касино например? Есть большая разница?
Это дело вкуса, мне больше нравится мелодичная и разнообразная музыка с сольными партиями и трубы, поэтому наверное.😄 Тимбу я тоже люблю и музыку и танцевать под нее. Но тоже более мелодичную Абреу или Лос Ван Ван.
Разница в музыке. У нее есть свой характер, который влияет и на танец. Танцевать можно касино под латин джаз или Нью-Йорк под тимбу. Но иногда это не очень удобно. Стиль зависит от музыки. Но больше предпочитаю Нью-Йорк. Когда диджею и ставлю тимбу, часто с учениками танцую Нью-Йорк, так как некоторые касино еще не умеют. А потом говорят, Виктор одну «линейку» ставит.😄
— Диджейство помогает разбираться в музыке? Может быть предложить кому-нибудь подиджеить.😄
Да, помогает. Главное, чтобы человек хотел и сам искал, знал и накапливал коллекцию. И понимал, что это непростой труд.😄 От музыки зависит успешность вечеринки или мероприятия.
— Вот по вечеринкам давай подробнее. Откуда пришла «мода, тенденция» приходить не к началу вечеринки?
Не знаю, я сколько себя помню, когда учился всегда приходил к самому началу и танцевал до конца.😄 Те, кто опаздывают крадут у себя удовольствие.😄 Еще конечно есть музыкальные предпочтения, и поэтому могут прийти позже на другого диджея. А тех, кто приходит к концу, а потом еще и возмущается, что рано закончилось или было мало музыки их любимого стиля, я вообще не понимаю. Кто виноват, то что вы раньше не пришли;)
— По следам недавних споров. Скажи свое мнение о приглашении партнеров девушками.
Приглашать нужно, иначе не научиться. К сожалению, девушек больше чем свободных партнеров, и даже при всем моем желании я не смогу потанцевать со всеми за вечеринку. Не бойтесь приглашать! Первый раз обычно никто не отказывает без веской причины.😄
Но конечно инициатива приглашения чаще должна быть за мальчиками. И именно приглашать, а не просто взял и потащил за руку на танцпол, девочки должны иметь возможность отказаться. Уважение к партнерше должно быть на первом месте.
Мне отказывали много раз,😄 я после некоторого времени приглашал снова и получались очень запоминающиеся танцы.
— Ты изменился с тех пор, как стал танцевать?
Да, изменился. Танцы сделали меня более уверенным. Также учат владеть телом, координации, балансу. Чем больше занимаюсь, тем больше начинаю чувствовать свое тело, прислушиваться к нему. Появляются новые знакомые, друзья, с которыми общаюсь уже не только в рамках танцевального зала.
— Чему бы ты хотел еще научиться?
Я бы хотел научиться играть на музыкальных инструментах из сальсы: конги, ковбел. И моя мечта когда-нибудь освоить пианино.😄
Мне интересно научиться обыгрывать музыку, футворком, телом — здесь огромный простор для творчества. К сожалению не всегда на это есть время.😄
— Надо ли ездить танцевать в другие города, страны, на фестивали например?
Ездить надо обязательно, если вы хотите танцевать классно.😄 В стенах школы ты видишь одно, а в другом городе люди танцуют немного по-другому. Поездки дают хороший импульс для развития и расширяют горизонты.
Чего можно ожидать? В другом городе могут танцевать под непривычную для вас музыку. Танцевать могут немного иначе. Это и интересно.😄 Нужно приглашать партнеров и партнерш из других городов и школ. Вы сможете понять, как вы ведете или следуете. И оценить, как вас учат в вашей школе. Это очень полезно для осознания направления развития своего танцевания.
— Твои ориентиры в танцах?
Мне нравится, как танцуют Ганзевич и Романов. Из иностранцев Терри и Адольфо.
— Любимый фильм про танцы.
Грязные танцы 2: Гавайские ночи
— А не про танцы.
Фильм не про танцы ? Даже не знаю,😄 «Офицеры» наверное. Люблю старые фильмы.
— Ты не можешь обходиться без …?
— Если бы у тебя была возможность пообщаться с любым, когда-либо живущим человеком. Кто бы это был?
Ничего себе.😄 Думаю — Ломоносов, Тимоти Лири. Интересно откуда у них брались идеи и открытия. Еще хотелось бы пообщаться с Николой Теслой — человек загадка.
— Есть цитата или фраза важная для тебя?
«Возможно все»😄 и «Делай, что должен и будь что будет».
Интервью брала Ксения Шарова.