Без сомнения, сальса давно стала интернациональным жанром. Но сейчас, говоря о ней, музыковеды и просто увлекающиеся люди выделяют различные течения внутри сальсы. В частности, наблюдается разделение любителей на два лагеря: сторонников традиционной сальсы (сальса 70-х, сальса кубана) и тех, кто поддерживает всевозможные новые стили. Традиционно презрение первых вызывает, например, сальса романтика – «традиционисты» считают это направление чисто коммерческим и несерьезным (мнение, конечно, предвзятое, но не лишенное оснований); «новаторы», напротив, утверждают, что сальса должна развиваться в соответствии с потребностями публики, и ничего плохого в отходе от четкого следования канонам нет. Что касается исполнителей, – например, Оскар д’Леон является большим поклонником кубинской сальсы и старается всячески ее культивировать. В то время как Селия Крус, являясь живым классиком традиционного течения, никогда не стеснялась экспериментировать и на ее альбомах можно найти вещи, исполненные в самых разных стилях.

 По мере того, как сальса в результате бума 70-х расходилась по миру, в разных странах возникали свои традиции ее исполнения. Самые известные на сегодняшний день течения по географическому признаку: кубинская, пуэрториканская, колумбийская и так называемая «эмигрантская» сальса (музыка, исполняемая живущими в США эмигрантами латиноамериканского происхождения). Что касается текстов, то тут доминируют две темы – любовь и родина. Хотя, наверно, как особый подвид следует выделить еще социальную сальсу – песню, исполняемую в ритме сальсы, текст которой содержит призыв обратить внимание на острые проблемы современного общества (Рубен Бладес, Вилли Колон).

Кубинская сальса (salsa cubana) наиболее близка к первоисточнику – кубинскому сону. Ее ритм быстрый, жесткий, с активным использованием ударных и духовых инструментов и четким ритмическим рисунком. Представители: Селия Крус, Мигелито Вальдес, «La Sonora Matancera», Тито Пуэнте, Оскар д’Леон.

Пуэрториканская сальса (salsa puertorriquena или boricua) – значительно более мягкая, эстрадная версия сальсы (этим и снискавшая более чем прохладное отношение любителей кубано и повсеместное распространение на эстраде). Есть версия, что именно пуэрториканцы стали родоначальниками salsa romantica. Большое внимание уделяется вокальным данным солиста. Представители: «El Gran Combo de Puerto Rico», Хильберто Санта Роса, Джерри Ривера, Вилли Колон.

Колумбийская сальса (salsa colombiana) не так широко распространена, как два предыдущих течения, отчасти потому, что она во многом сохранила традиции кубинской сальсы, прибавив лишь национального колорита. В частности, появилась такая смесь, как сальса-кумбья (весьма сложная в плане танца и интересная для простого прослушивания). Представители: группы «Niche», «Gale», «Orquesta Guayacan», Кике Сантандер, Джо Арройо.

Американская эмигрантская сальса – отличительная особенность этого вида сальсы в том, что часто она исполняется на английском языке (или спанглише – смеси испанского и английского) либо песня на испанском имеет дублирующий англоязычный вариант. Типичные представители американской сальсы – Марк Энтони (ставший очень популярным у нас) и группа «Son by Four». Однако эмигранты – еще и Вилли Чирино, Селия Крус, Глория Эстефан, Вилли Колон… То есть люди, исполняющие столь различную музыку, что вопрос о выделении эмигрантской сальсы в отдельный вид до сих пор остается спорным.

Salsa romanticaсамое коммерческое из всех направлений сальсы. Мягкая мелодия, красивый голос исполнителя, сладкие тексты про любовь (не всегда примитивные) – все рассчитано на женскую аудиторию. Самый простой способ сделать вещь в стиле «сальса романтика» – взять известную балладу и добавить перкусии, в конце вставить монтуно… Представители: Джерри Ривера, Марк Энтони, «Matecana Orquesta», «Salsa Kids», не чужд этому стилю и Вилли Чирино.

 Salsa nueva (timba)одно из самых молодых направлений, которое приобрело популярность в 90-е годы. Эта ветвь сальсы родилась в конце XX века и представляет собой сальсу с примесью хип-хопа, рока и щедрой порцией ударных в довольно затянутом и «рваном» ритме монтуно. Именно ударные делают акцент в тимбе, и для хорошего исполнения необходимы виртуозы-ударники. К слову, музыковедческие споры вокруг того, что из себя представляет тимба, ведутся до сих пор… Представители: Manolin «El Medico de la Salsa», «Los Van Van», «Charanga Habanera», Isaak Delgado.

Salsa dura – «тяжелая сальса» получила свое название от того, что представляет собой скорее разбавленный сальсой и хип-хопом тяжелый металл, чем собственно сальсу. Однако отцом стиля был нью-йоркский сальсеро – оттого его и признали за разновидность сальсы. Признаться, мне мало известно об этом направлении и его исполнителях, но как только буду располагать информацией, материал сразу же появится в этой рубрике.

И, наконец, подводя итог – самое главное деление: сальса хорошая и сальса плохая. Часто меня спрашивают: а что, по твоему мнению, хорошая сальса?

По моему личному мнению, сальсу не следует делить на хорошую и плохую, исходя только из страны происхождения или степени верности традициям кубинской музыки. У кого повернется язык назвать, к примеру, Хильберто Санта Роса плохим сальсеро только на основании того, что он пуэрториканец по происхождению? Бездарные исполнители и бездарные произведения встречаются в любом музыкальном течении, и, к сожалению, вкусы большинства публики зависят от количества денег, вложенных в раскрутку той или иной группы. Ситуация, характерная не только для сальсы, но и для любого стиля музыки… Потому есть только один путь – слушать самую разную музыку и определяться в собственных вкусах.

Яндекс.Метрика